Батик - это просто!
ЕСЛИ ТЫ НЕ ХУДОЖНИК и вообще не имеешь никакого отношения к искусству, но имеешь большое желание творить, тогда я постараюсь помочь тебе претворить твои творческие замыслы в нечто, что смогут увидеть другие люди.
На мой взгляд, для такого случая идеально подходит БАТИК. Что это такое? Коротко -- живопись по шелку. Почему батик? Потому что, то, что ты не сможешь сделать кистью, за тебя сделает ткань.
Так как это довольно древний вид искусства, поэтому существует много разнообразных технологий: сложных и не очень, дорогих и подешевле. Мы будем исходить из минимума. Обладая воображением и настойчивостью, и немного потренировавшись, можно достигнуть великолепных результатов.
НЕМНОГО О МАТЕРИАЛАХ И ТЕХНИКЕ ИСПОЛНЕНИЯ
Хочу сразу заметить, что если вы будете иметь всякие специальные материалы, то ваши работы будут более профессиональными. Но можно, исходя из самых примитивных приспособлений, сделать довольно неплохие вещи.
Для начала нам понадобится ШЕЛК. В принципе для росписи годится любой вид шелковой ткани. У каждого шелка своя плотность и, следовательно, своя скорость растекания краски. А это сильно влияет на конечный результат. Для начала лучше взять не очень тяжелый шелк понже (крепдешин, шифон, креп-сатин, креп-жоржет…). Предпочтительнее натуральный, но вполне сгодится и искусственный.
Теперь перейдем к КРАСКАМ. Здесь хочу сразу сказать, что на них лучше не экономить. Нужно купить специальные краски для батика в художественных магазинах или салонах. Но для начала можно ограничится самыми необходимыми цветами. Черный, желтый, красный (например, бордо, синий (например, ультрамарин), зеленый (например, изумрудная), было бы неплохо еще иметь голубой и белый (его можно смешивать с другими цветами). В дальнейшем вы сами решите какими цветами расширить вашу палитру. Лучше брать краски, которые запариваются утюгом. Все же если нет денег на готовые краски, то можно сделать самим из анилиновых красителей по инструкции на упаковке. Но они не такие яркие и если их не запарить, то со временем они сильно теряют цвет.
Теперь поговорим о РЕЗЕРВИРУЮЩЕМ СОСТАВЕ. Так как существует две основных технологии батика (это горячий батик и холодный батик), то в первом и втором случае совершенно разные резервы и техника исполнения.
Для ГОРЯЧЕГО БАТИКА в качестве резервирующего вещества используют расплавленный воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят на те места ткани, которые должны остаться белыми. (Восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленным раствором красителя. После высушивания ткани воском закрывается те участки, которые должны остаться светло окрашенным и остальное пространство закрашивается в более темные тона. Цикл: резервирование - крашение - сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски. После высушивания воск удаляется проглаживанием работы с лица и изнанки закрытой несколькими слоями газеты. Листы газеты меняются по мере их пропитки воском. Чтобы ускорить процесс сушки, можно воспользоваться феном.
Для ХОЛОДНОГО БАТИКА продаются готовые резервы, (советую использовать их), но можно сделать и самим.
- Парафин - 80г.
- Резиновый клей - 300 - 400г.
- Бензин чистый - 300 - 400г.
Приготовление: в фарфоровый стакан или эмалированную посуду насыпать поструганный парафин, налить клей в зависимости от густоты (300 - 400г.) Затем добавить бензин. Смесь поставить в горячую воду (95-97гр.С) и держать до тех пор, пока не растворится парафин и не получится однородная масса. Дать остыть и перелить в сухую посуду с герметически закрываемой крышкой. Для получения более жидкой консистенции состав разводят бензином за 18-20 часов до начала работы.
Резервирующий состав можно подкрашивать в тон к общей гамме (серый, черный, коричневый). Подцветку делают масляной краской обезжиренной (т.е. выдавив масляную краску на бумагу или картон, и выжидая пока масло не впитается в бумагу. Лучше оставить на ночь).
Еще один необходимый предмет для нашей работы это рама. Существуют специальные БАТИЧНЫЕ РАМЫ различных конструкций, которыми очень удобно пользоваться и где можно регулировать различные размеры. Но так как мы исходим из минимума, нам вполне хватит обычного ПОДРАМНИКА. А если нам хочется другие размеры батика, то нужно изготовить еще несколько других подрамников. Это обыкновенные четыре рейки, закрепленные между собой, лучше, если с той стороны, где будет натянута ткань, сделать скосы, во внутрь, чтобы ткань «не лежала» на раме, а была натянута от ребра до ребра. Если вы этого не сделаете, то поймете, о чем я говорю после первой работы (вам по краям придется обрезать широкие полосы с расквашенным рисунком.) Конечно, если у вас есть возможность, неплохо приобрести специальную раму ступенчатой или раздвижной конструкции. Можете также натягивать шелк на пяльца. Тот же эффект, но будет композиция в круге. Потом, конечно, надо оформить в круглую рамку подходящего размера.
Ткань на раму закрепляют обычно КНОПКАМИ. (Существуют специальные трехзубчатые кнопки). Можно использовать и любые другие кнопки.
Теперь о КИСТЯХ. Предпочтительнее мягкие кисти. Куница № 5, белка. Сгодятся и очень тонкие (№1, №2). И большие (№10). Ну и, конечно, вам понадобится очень мягкий КАРАНДАШ
На первое время этого может вполне хватить для творческого поиска. Главное в этом деле эксперимент и фантазия. Например, воск не обязательно наносить кистью, можно попробовать и вилкой... А в холодном батике тоже можно добиться дополнительных декоративных эффектов, например, используя поваренную соль (крупнокристаллическую), помещая кристаллы на влажные окрашенные участки ткани. Попробуйте побрызгать водой или спиртом. Может быть вам удастся придумать что-то свое, так сказать ноу-хау. Все в ваших руках.
ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ
Отрежьте кусок ткани с учетом подгиба. Прогладьте утюгом. Натяните ткань на подрамник, закрепляя кнопками сбоку или сзади. Ткань не должна провисать. Если вы работаете в технике холодного батика, то ткань можно увлажнить. Краска будет лучше растекаться. Если вы выбрали горячий батик, то можно сразу начать с воскового рисунка. Дальнейшие действия описаны выше. В конце работы снимите ткань с подрамника и прогладьте утюгом. Если это горячий батик, то гладить нужно через слой газет, чтобы вышел весь воск. Готовую работу можно натянуть на ДВП подходящего размера и оформить в паспарту или рамку.
Желаю удачи и больших творческих замыслов!
Ольга Правдина
|